среда, 8 мая 2013 г.

Критерии выбора тренера

Гроссмейстер Андрей Девяткин еще в конце 2010 г. написал статью: "Научить легче, чем переучить". Вместе с интересными читательскими комментариями она занимает 18 страниц формата А4, поэтому желающие могут скачать ее в формате pdf. В этой статье, которая, в силу некоторых обстоятельств, приобрела сейчас для нашего клуба особую актуальность, он сделал такие выводы:

"1) Выбор тренера во многом зависит от
поставленной цели. Если это – общее развитие личности обучаемого, то можно позволить себе менее ответственный подход. В данном случае, вероятно, человеческие и педагогические качества наставника будут иметь большее значение, чем его шахматная сила. Однако если речь идет о ребенке, у которого обнаружился шахматный талант, и есть цель воспитать по-настоящему сильного игрока, то при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать тренеру более высокой шахматной квалификации. В противном случае обучение может с самого начала пойти не в том направлении, и карьера шахматного профессионала рискует быть загубленной. Из этого следует, что обладающий тренерскими способностями гроссмейстер имеет право требовать гораздо более высокую плату за уроки, чем обладающий теми же способностями кандидат в мастера.

2) При наличии формальных доказательств высокого шахматного уровня тренера (рейтинг и звание) имеет смысл на всякий случай поинтересоваться его достижениями в официальных календарных соревнованиях. Конечно, наилучшей гарантией являются успехи в таких турнирах, как первенство страны или Европы (не говоря уже о чемпионатах мира, но претенденты на высший титул редко переходят на тренерскую работу).

3) При наличии у наставника регалий вроде звания «заслуженный тренер» резонно все же узнать, каковы же его реальные тренерские успехи, а именно – кого из сильных шахматистов он воспитал.

4) Хорошие и посредственные педагоги есть как среди сильных, так и среди слабых шахматистов, и сам по себе шахматный уровень еще ничего не доказывает. Однако если у наставника имеются и другие важные качества, именно шахматное мастерство становится важнейшим козырем. Косвенным же доказательством наличия таких качеств могут послужить успехи воспитанников."

Можете в комментариях высказать и свое мнение.

1 комментарий:

  1. "обладающий тренерскими способностями" - вот в чем дело. Быть гроссмейстером и хорошим тренеров - два разных таланта.

    ОтветитьУдалить