|
Поздравляем
Антона Сергеевича
с бронзовой медалью,
которую он завоевал на
закончившемся сегодня (26.06.2013)
чемпионате Украины!
|
- С приходом нового президента Шахматной федерации пациент "скорее жив, чем мертв". Началось некое движение, ...
активизировалась организация турниров. Например, организация Суперфинала. Могу отметить высокий уровень подготовки самого мероприятия, кроме того, сейчас на такие турниры собирается сильный состав игроков. Это шаги в правильном направлении, но еще есть над чем работать.
- И в каком же направлении стоит работать?
- К сожалению, в Украине очень мало турниров по сравнению с Европой. Людям среднего уровня в принципе играть негде, приходится на вольные хлеба ездить за границу. Таких опен-турниров у нас от силы один-два на всю Украину; учитывая количество сильных игроков, это чрезвычайно мало. Поэтому нужно проводить больше масштабных мероприятий уровня Sberbank Open.
- На какой турнир в Европе стоило бы равняться Украине?
- Есть много турниров, на которые стоило бы равняться. Если брать массовость, то примером является фестиваль "Чех Опен", который проходит в Чешской республике. Он собирает тысячи людей разных возрастных групп, разных квалификаций и с отличием в контроле времени. Есть большие турниры во Франции, в Капелле-Ля-Гранде, которые также собирают игроков разного уровня. Это интересный формат, который дает возможность поучиться и обменяться опытом. У нас, к сожалению, таких турниров нет. Нам очень не хватает массовости в шахматах.
- Что нужно сделать, чтобы мода на шахматы вернулась и в наше время?
- Я начал заниматься шахматами еще во времена Советского Союза, тогда это было популярно. Но не будем ностальгировать о былых временах. Формат шахматных турниров, которые проводятся в Украине, может поспособствовать популяризации данного вида спорта. Например, детские турниры или такие, как Sberbank Open. Они привлекают достаточно большое количество зрителей, имеют сильный резонанс в медиа. На таких мероприятиях собирается большое количество людей, кто-то уже играет в шахматы или просто наблюдает за процессом. Они общаются. Главное — хорошо организовать турнир. Это самая весомая лепта в развитие шахматного спорта в Украине.
- Стоит ли продвигать шахматы "в массы" на законодательном уровне?
- В советское время было понятие принудительного сервиса. Тогда человек, может, был рад отказаться, да не мог. Это в чем-то правильный путь. Было бы неплохо, если бы в Украине хотя бы каждый месяц проходил публичный турнир среднего уровня. Либо дважды в месяц, но пока такой тенденции не наблюдается.
Были качественные турниры в Украине, но они "погибли", сейчас уже существуют другие, но их покрытия недостаточно для полного охвата данного вида спорта.
- В чем тогда проблема? Шахматистов ведь хватает…
- Сложно сказать. Проблема в нехватке организаторов, финансовая составляющая оставляет желать лучшего, особенно на местах. В Киеве с этим проблем меньше всего, поскольку это финансовый центр страны. А вот на периферии дела с шахматным спортом обстоят совсем плохо.
- Где искать финансирование?
- Федерация (хоть президент и сменился, но состав остался тот же) бьется над этим вопросом уже в течение 22 лет украинской независимости. Но за это время особого прогресса не наметилось. Может быть, он появится еще через 22 года (смеется). Организаторы пока не научились на должном уровне работать со спонсорами и убеждать их в том, что шахматы — это то, во что стоит вкладываться.
- В каком состоянии сейчас находятся шахматные школы?
- Я живу в Харькове, у нас много талантливых шахматистов и гроссмейстеров. Например, чемпионка мира (Анна Ушенина — Ред.) родом из этого города, чемпион Европы Александр Моисеенко тоже оттуда. Много статусных людей в этом виде спорта вышли из харьковской шахматной школы, у нас очень сильные традиции. А в городе даже нет шахматного клуба. Здание, в котором он раньше находился, было подвергнуто капитальному ремонту и перестройке, а позже туда пришли частные структуры. Поэтому шахматы в Харькове стали исключительно летним видом спорта — люди на лавочках, когда не холодно, играют, а здание не выделяют. О каком развитии шахматных школ можно говорить, если нет даже элементарного материального обеспечения? У нас много центров с сильной шахматной традицией — Львов, Харьков, Одесса, тот же Киев. В Харькове ситуация очень тяжелая, в других городах, в общем-то, не лучше.
- Где же тогда воспитывают талантливую молодежь?
- Есть тренеры-энтузиасты, которые занимаются этим из чистого альтруизма. Но проблема в том, что молодежи почти нет, а кадры решают все. Я в этом плане полностью обособлен, не ищу себе учеников. У меня периодически бывают мероприятия, когда провожу ликбезы для молодежи, однако это не основной род деятельности. Иногда работаю с талантливыми детьми, курирую их становление.
- Можно ли говорить о массовости переезда молодых шахматистов из Украины в другие страны?
- Это можно назвать тенденцией. Сейчас ФИДЕ решило защитить страны наподобие Украины тем, что страна, в которую уезжает шахматист, должна выплатить другой стороне компенсацию, и чем сильнее игрок, тем больший размер денежных выплат. И это многих останавливает. За шахматиста такого уровня, как я, пришлось бы заплатить несколько десятков тысяч евро, поэтому мне было бы непросто сменить место жительства. Это математическая формула. Есть градация суммы "выкупа" при переходе из федерации в федерацию, в которой все зависит от рейтинга.
- Как вы ищете спонсоров?
- Искать более чем сложно. У нас среди возможных направлений спортивного финансирования более популярен футбол, чем шахматы. Возможно, олигархи начнут со временем проявлять больше интереса к этому спорту, однако, для этого необходим и интерес со стороны аудитории. Для меня сейчас вопрос о спонсорстве стоит не так остро, как для молодых талантов. Имеются приглашения на турниры, на некоторые я езжу сам — проявляю инициативу, нахожу контакт, точки соприкосновения с организаторами. А вот для молодых, делающих первые шаги, этот вопрос чрезвычайно актуален. Среди талантливой молодежи у нас особо нет финансовой поддержки, поддерживают единиц.
Комментариев нет:
Отправить комментарий